Консолидация мирового рынка корпоративного поиска не окажет влияния на Россию

21.12.2011

Слияние двух ведущих разработчиков поисковых систем произошло на прошлой неделе. Британская компания Autonomy Corporation заявила о приобретении американской Verity и ее включении в состав Autonomy.

В настоящее время на российском рынке из 4-х мировых лидеров в области корпоративного поиска представлена единственная компания - Convera. Объединение Autonomy и Verity вероятнее всего сведут к нулю шансы прихода крупных разработчиков в Россию в ближайшие годы. В свою очередь и компания Fast, имея только одного авторизированного дилера, так же не выглядит особо заинтересованной в отечественном рынке.

Таким образом, на волне роста интереса со стороны Российских компаний к услугам по корпоративному поиску, конкуренции у Convera как не было, так и пока не намечается, следовательно такая ситуация может негативно отразиться на интенсивности развития рынка, что означает отсутствие передела поискового рынка, стремительно набирающего обороты в США и Европе.

Мировые поисковые гиганты признают, что развитие корпоративных поисковых систем может стать со временем сверхприбыльным, поскольку потребность в таком поиске активно набирает обороты. В этой нише мирового рынка до последнего времени прочно занимали позиции такие компании, как Autonomy, Convera, Fast и Verity.

В недавнем прошлом, попытки некоторых разработчиков, например Altavista и Inktomi (обоих поглотила Yahoo) закрепится на этом рынке, быстро провалились. Однако как считают в Google "глубокие карманы" и бренд должны позволить им избежать трудностей, с которыми сталкиваются поисковые фирмы, которые находятся ныне под контролем Yahoo.

Судя по всему, именно лавинообразный ажиотаж в сфере корпоративного поиска, служил причиной того, что за короткий период крупнейшие игроки сделали сразу целый ряд громких заявлений.

Главным событием стала покупка американской компании Verity британским разработчиком поисковых систем Autonomy Corporation и интеграция ее в структуру Autonomy. Не менее заметной новостью стала покупка корпорацией IBM поставщика поисковых систем на естественном языке iPhrase и выход на американский рынок крупнейшего "корпоративного" поисковика из Франции.

С такими гигантами как Google, IBM и Microsoft, которые преследуют цели завоевания рынка корпоративного поиска — совершенно не удивляет такая поспешная консолидация Autonomy, невзирая на то, что и та и другая компании позиционируют эту сделку как "объединение функциональности бизнес-управления и информационного обеспечения".

Очевидно, что максимальный эффект от слияния может быть достигнут не за счет общих маркетинговых или технологических разработок, (учитывая то обстоятельство, что Autonomy и Verity используют абсолютно разные технологии и методы), а за счет консолидации усилий на европейском рынке, на котором Autonomy занимает лидирующие позиции, и на рынке США, где уже Verity обладает развитой сетью каналов распространения.

Аналитик из Gartner Уит Эндрюс (Whit Andrews) отмечает, что с одной стороны, покупка Verity ликвидирует самого сильного конкурента для Autonomy в его целевом сегменте, и цементирует позиции перед лицом нарастающей опасности со стороны IBM, Google и др., с другой. Однако в ближайшем будущем Autonomy ожидают большие трудности в области процессов по организационной и технической интеграции с Verity. В отчете Gartner по вопросу консолидации Autonomy и Verity имеются однозначные намеки на то, что такое объединение может "убить" самый успешный продукт Verity — K2 Enterprise.

Последние события на рынке свидетельствуют о том, что Google имеет настолько большое влияние на корпоративный рынок, что оно лежит далеко за пределами его текущей рыночной доли. Однако оставшиеся крупные игроки на рынке корпоративного поиска не сидят в роли наблюдателей: Fast анонсировала новую функцию настольного управления процессом поиска, Convera проиндексировала порядка 4 млрд. страниц в интернет и выводит на рынок новейшую "no-brand" кастомизируемую глобальную систему поиска, что должно явиться началом новой агрессивной кампании со стороны разработчиков корпоративных поисковых систем.

Учитывая очевидные преимущества в качестве и технологиях поисковой экспертизы, разработчики систем корпоративного поиска имеют шанс предложить рынку вполне конкурентоспособный продукт, который превосходит по эффективности популярные поисковики. С другой стороны, захотят ли они и смогут ли достойно конкурировать с той же Google? — это вопрос уже больше позиционирования и маркетинговой политики.

Возврат к списку